Психологические проблемы и возможности их предупреждения у детей
Транзактный аналитик Джин Кларк выделяет психологические проблемы современных детей, причины их возникновения и предлагает варианты поддерживающих посланий, которые могут дать родители своим детям. 1 ГРУППА Причина - Много стимулов. Стимулы – это объятия, прикосновения, физический контакт. Проявления в поведении: - чрезмерная активность;
- гиперактивность;
- возбудимость;
- раздражительность;
- недоверие людям;
- рискованное поведение;
- склонность к преувеличению;
- нарушение правил.
Поддерживающие послания: - я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
- я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен;
- ты важен для нас;
- я буду поддерживать и помогать тебе;
- я всегда буду тебя любить;
- я буду защищать тебя;
- я буду прислушиваться к твоим потребностям;
- ты можешь доверять другим людям;
- ты можешь просить о помощи;
- я буду заботиться о тебе так, как тебе нужно;
- я буду обнимать тебя, когда тебе это нужно;
- ты можешь делать выбор самостоятельно;
- ты можешь менять свои решения и принимать новые;
- ты можешь ошибаться и пробовать снова;
- ты можешь учиться думать, действовать и чувствовать одновременно.
2 ГРУППА Причина - Мало стимулов Проявления в поведении: - безынициативность;
- однообразие;
- холодность;
- апатия;
- безразличие;
- быстрая утомляемость;
- медлительность;
- проблемы с памятью;
- болезненность.
Поддерживающие послания: - я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
- ты можешь быть разным;
- я буду помогать тебе;
- я буду поддерживать тебя;
- я уважаю твое мнение;
- ты важен для меня;
- ты можешь делать выбор самостоятельно;
- ты можешь просить о том, чтобы тебя поддержали, когда хочется этого;
- твои чувства важны;
- ты можешь мечтать;
- ты можешь действовать;
- ты можешь быть спокойным или активным, а я буду любить тебя;
- ты заслуживаешь любви, потому что ты есть;
- ты можешь ошибаться и пробовать еще.
3 ГРУППА Причина - Много признания (положительного или отрицательного) Признание – это поддержка ребенка, принятие его усилий и достижений. Не только глобальных, но и ежедневных, незначительных. Проявления в поведении: - дефицит друзей;
- превосходство;
- завышенная самооценка;
- неуважение к старшим;
- безразличие;
- черствость;
- хладнокровие.
Поддерживающие послания: - я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
- твои потребности важны для меня;
- ты можешь позаботиться о себе и своих потребностях;
- ты можешь взрослеть и брать на себя ответственность;
- ты можешь расти в своем темпе;
- ты можешь чувствовать потребности других людей;
- ты важен, и люди, которые тебя окружают, тоже важны;
- ты можешь действовать по правилам;
- ты можешь работать в команде и считаться с другими людьми;
- ты можешь думать самостоятельно;
- ты можешь сочувствовать;
- ты можешь считаться с мнением других людей, это нормально;
- ты можешь ошибаться и пробовать снова.
4 ГРУППА Причина - Мало признания. Проявления в поведении: - замкнутость;
- изоляция;
- неуверенность в себе;
- нерешительность;
- застенчивость;
- трудности в общении со сверстниками;
- стремление к уединению;
- низкая успеваемость в школе;
- попытки краж;
- холодность;
- чувство вины.
Поддерживающие послания: - я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
- ты важен для меня;
- ты особенный;
- ты уникальный;
- ты можешь просить о помощи и принимать ее;
- если люди отказывают тебе в помощи, ты можешь просить о помощи у других;
- ты можешь говорить «нет»;
- ты можешь отделяться от меня и я не перестану тебя любить;
- ты можешь не соглашаться, отказываться, не принимать, думать и действовать по-другому;
- этот мир для тебя;
- твои потребности для нас важны;
- ты можешь быть счастливым;
- ты можешь получать то, что ты хочешь;
- ты можешь достигать в своем темпе;
- ты заслуживаешь заботу и счастье;
- ты можешь злиться, радоваться, бояться или грустить, а я буду продолжать тебя любить;
- ты можешь ошибаться и пробовать еще раз.
5 ГРУППА Причина - Много структуры. Структура – механизм достижения цели. Это структурирование времени, которое формируется под влиянием родительских посланий, программ, установок из родительского примера. Проявления в поведении: - агрессивность;
- выход из под контроля;
- жестокость к животным;
- тяжелый на подъем;
- много сомнений;
- непонимание собственных нужд;
- депрессия;
- равнодушие.
Поддерживающие послания: - я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
- я позабочусь о тебе;
- ты можешь просить о помощи по-другому;
- ты можешь злиться, я принимаю твои чувства;
- ты можешь учиться выражать гнев по-другому;
- ты можешь получать от людей и жизни что-то просто такты не должен отрабатывать подарки людям и судьбе;
- ты заслуживаешь подарки потому, что ты есть;
- ты можешь ошибаться и пробовать еще раз;
- ты можешь принимать решения, изменять их и принимать новые решения;
- ты можешь выбирать, что для тебя важно;
- у тебя всегда есть выбор;
- ты можешь испытывать разные чувства;
- ты можешь сочувствовать;
- ты можешь делать выбор самостоятельно;
- ты можешь учиться чувствовать, думать и действовать одновременно.
6 ГРУППА Причина - Мало структуры. Проявления в поведении: - быстро увлекается и быстро теряет интерес;
- хаотичность;
- импульсивность;
- трудно довести дело до конца;
- трудности в достижении цели;
- непоследовательность;
- посредственные результаты.
Поддерживающие послания: - я принимаю тебя таким, какой ты есть;
- твои потребности важны для меня;
- я всегда поддержу тебя;
- ты можешь достигать цели;
- ты можешь получать то, что ты хочешь;
- ты можешь достигать цели в своем темпе;
- ты можешь принимать решения, менять их и принимать новые решения;
- ты можешь экспериментировать, а я буду поддерживать тебя;
- ты можешь интересоваться всем;
- ты можешь учиться заботиться о себе сам;
- ты можешь расти и действовать в своем темпе;
- ты можешь делать выбор самостоятельно;
- ты можешь мечтать и осуществлять свои мечты;
- ты можешь ошибаться и пробовать еще раз;
- ты можешь продолжать и завершать свои дела.
- ты можешь продолжать следовать своим интересам.
Согласны ли вы, что причинами является соотношение стимулов, признания, структуры? Все ли разрешающие послания являются поддерживающими?
|
|