Кульнева Ольга Анатольевна Психолог, Клинический психолог

Психологические проблемы и возможности их предупреждения у детей

Мой блог / Просмотр публикации

Транзактный аналитик Джин Кларк выделяет психологические проблемы современных детей, причины их возникновения и предлагает  варианты поддерживающих посланий, которые могут дать родители своим детям.

1 ГРУППА

Причина - Много стимулов. Стимулы – это объятия, прикосновения, физический контакт.

Проявления в поведении:

  • чрезмерная активность;
  • гиперактивность;
  • возбудимость;
  • раздражительность;
  • недоверие людям;
  • рискованное поведение;
  • склонность к преувеличению;
  • нарушение правил.

Поддерживающие послания:

  • я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
  • я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен;
  • ты важен для нас;
  • я буду поддерживать и помогать тебе;
  • я всегда буду тебя любить;
  • я буду защищать тебя;
  • я буду прислушиваться к твоим потребностям;
  • ты можешь доверять другим людям;
  • ты можешь просить о помощи;
  • я буду заботиться о тебе так, как тебе нужно;
  • я буду обнимать тебя, когда тебе это нужно;
  • ты можешь делать выбор самостоятельно;
  • ты можешь менять свои решения и принимать новые;
  • ты можешь ошибаться и пробовать снова;
  • ты можешь учиться думать, действовать и чувствовать одновременно.

 

2 ГРУППА

Причина - Мало стимулов

Проявления в поведении:

  • безынициативность;
  • однообразие;
  • холодность;
  • апатия;
  • безразличие;
  • быстрая утомляемость;
  • медлительность;
  • проблемы с памятью;
  • болезненность.

Поддерживающие послания:

  • я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
  • ты можешь быть разным;
  • я буду помогать тебе;
  • я буду поддерживать тебя;
  • я уважаю твое мнение;
  • ты важен для меня;
  • ты можешь делать выбор самостоятельно;
  • ты можешь просить о том, чтобы тебя поддержали, когда хочется этого;
  • твои чувства важны;
  • ты можешь мечтать;
  • ты можешь действовать;
  • ты можешь быть спокойным или активным, а я буду любить тебя;
  • ты заслуживаешь любви, потому что ты есть;
  • ты можешь ошибаться и пробовать еще.

 

3 ГРУППА

Причина -  Много признания (положительного или отрицательного)

Признание – это поддержка ребенка, принятие его усилий и достижений. Не только глобальных, но и ежедневных, незначительных.

Проявления в поведении:

  • дефицит друзей;
  • превосходство;
  • завышенная самооценка;
  • неуважение к старшим;
  • безразличие;
  • черствость;
  • хладнокровие.

Поддерживающие послания:

  • я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
  • твои потребности важны для меня;
  • ты можешь позаботиться о себе и своих потребностях;
  • ты можешь взрослеть и брать на себя ответственность;
  • ты можешь расти в своем темпе;
  • ты можешь чувствовать потребности других людей;
  • ты важен, и люди, которые тебя окружают, тоже важны;
  • ты можешь действовать по правилам;
  • ты можешь работать в команде и считаться с другими людьми;
  • ты можешь думать самостоятельно;
  • ты можешь сочувствовать;
  • ты можешь считаться с мнением других людей, это нормально;
  • ты можешь ошибаться и пробовать снова.

 

4 ГРУППА

Причина - Мало признания.

Проявления в поведении:

  • замкнутость;
  • изоляция;
  • неуверенность в себе;
  • нерешительность;
  • застенчивость;
  • трудности в общении со сверстниками;
  • стремление к уединению;
  • низкая успеваемость в школе;
  • попытки краж;
  • холодность;
  • чувство вины.

Поддерживающие послания:

  • я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
  • ты важен для меня;
  • ты особенный;
  • ты уникальный;
  • ты можешь просить о помощи и принимать ее;
  • если люди отказывают тебе в помощи, ты можешь просить о помощи у других;
  • ты можешь говорить «нет»;
  • ты можешь отделяться от меня и я не перестану тебя любить;
  • ты можешь не соглашаться, отказываться, не принимать, думать и действовать по-другому;
  • этот мир для тебя;
  • твои потребности для нас важны;
  • ты можешь быть счастливым;
  • ты можешь получать то, что ты хочешь;
  • ты можешь достигать в своем темпе;
  • ты заслуживаешь заботу и счастье;
  • ты можешь злиться, радоваться, бояться или грустить, а я буду продолжать тебя любить;
  • ты можешь ошибаться и пробовать еще раз.

 

5 ГРУППА

Причина - Много структуры.

Структура – механизм достижения цели. Это структурирование времени, которое формируется под влиянием родительских посланий, программ, установок из родительского примера.

Проявления в поведении:

  • агрессивность;
  • выход из под контроля;
  • жестокость к животным;
  • тяжелый на подъем;
  • много сомнений;
  • непонимание собственных нужд;
  • депрессия;
  • равнодушие.

Поддерживающие послания:

  • я принимаю и люблю тебя таким, какой ты есть;
  • я позабочусь о тебе;
  • ты можешь просить о помощи по-другому;
  • ты можешь злиться, я принимаю твои чувства;
  • ты можешь учиться выражать гнев по-другому;
  • ты можешь получать от людей и жизни что-то просто такты не должен отрабатывать подарки людям и судьбе;
  • ты заслуживаешь подарки потому, что ты есть;
  • ты можешь ошибаться и пробовать еще раз;
  • ты можешь принимать решения, изменять их и принимать новые решения;
  • ты можешь выбирать, что для тебя важно;
  • у тебя всегда есть выбор;
  • ты можешь испытывать разные чувства;
  • ты можешь сочувствовать;
  • ты можешь делать выбор самостоятельно;
  • ты можешь учиться чувствовать, думать и действовать одновременно.

 

6 ГРУППА

Причина - Мало структуры.

Проявления в поведении:

  • быстро увлекается и быстро теряет интерес;
  • хаотичность;
  • импульсивность;
  • трудно довести дело до конца;
  • трудности в достижении цели;
  • непоследовательность;
  • посредственные результаты.

Поддерживающие послания:

  • я принимаю тебя таким, какой ты есть;
  • твои потребности важны для меня;
  • я всегда поддержу тебя;
  • ты можешь достигать цели;
  • ты можешь получать то, что ты хочешь;
  • ты можешь достигать цели в своем темпе;
  • ты можешь принимать решения, менять их и принимать новые решения;
  • ты можешь экспериментировать, а я буду поддерживать тебя;
  • ты можешь интересоваться всем;
  • ты можешь учиться заботиться о себе сам;
  • ты можешь расти и действовать в своем темпе;
  • ты можешь делать выбор самостоятельно;
  • ты можешь мечтать и осуществлять свои мечты;
  • ты можешь ошибаться и пробовать еще раз;
  • ты можешь продолжать и завершать свои дела.
  • ты можешь продолжать следовать своим интересам.

 

Согласны ли вы, что причинами является соотношение стимулов, признания, структуры?  Все ли разрешающие послания являются поддерживающими?